sudno_sveafjord.jpg

Морская карта Чёрного и Азовского морей меркаторской проекции
Морские карты, лоции, гидрометеорологические пособия и другие руководства для плавания только в том случае могут обеспечить навигационную безопасность мореплавания, если они постоянно поддерживаются на уровне современности путем их корректуры.

Поэтому своевременное выявление и получение всех существенных для мореплавателей изменений на местности, происшедших после издания пособий, имеет очень важное значение в улучшении качества последних.

В данном деле большую помощь могут оказать капитаны и штурманы судов путем сбора необходимых сведений во время плавания.

Для оказания судоводителям методической помощи в сборе корректурных материалов в 1959 г. изданы специальные указания для штурманов кораблей и судов, в которых изложена как методика выполнения этих работ, так и порядок их оформления и представления в Гидрографическую службу.

Однако этого далеко недостаточно. Улучшение качества навигационных пособий может быть достигнуто при том условии, если в это дело включиться широкий круг судоводителей.

Что же требуется от каждого из них при сборе материалов для корректуры?

Прежде всего следует отмечать обнаруженные несоответствия карт и других руководств для плавания с местностью, пополнять пособия сведениями, которые могут оказаться полезными для мореплавателей, впервые посещающих данный район, вести попутный промер в районах с разреженным промером, «белыми пятнами» на картах, сличать тождественность изображения местности на индикаторах РЛС с соответствующими контурами морских навигационных карт и давать оценку их сходимости, производить фотографирование и зарисовки навигационных ориентиров и видов побережья для помещения их в лоциях.

В случае обнаружения не показанных на картах банок и других навигационных препятствий, представляющих опасность для мореплавания, необходимо точнее определять их место и немедленно сообщать об этом Гидрографической службе по радио или телеграфу.

Следует подчеркнуть, что все сообщаемые сведения для корректуры карт и руководств для плавания должны быть достоверны и при возникновении сомнений уточнены и проверены на месте. В противном случае использование корректурных материалов приведет не к улучшению качества навигационных пособий, а, наоборот, к засорению их недостоверными данными. Поэтому, если по условиям плавания или характеру расхождений не представляется возможности проверить полученные данные, все сомнения в достоверности сведений следует подробно оговорить в представляемых материалах.

Все замеченные расхождения карт с местностью отмечаются на карте и заносятся в тетрадь заметок по корректуре. Береговые объекты, видимые с судов, должны определяться с контролем, т. е. не менее чем по трем линиям положения и наиболее точными навигационными способами - по двум углам, трем пеленгам и т. д. Причем, все данные как для определения места судна, так и объекта должны быть записаны в тетрадь заметок по корректуре.

При производстве попутного промера необходимо обращать особое внимание на тщательные определения места судна по наиболее надежным и хорошо опознанным навигационным ориентирам с расчетом иметь определения через каждые 5-10 см в масштабе карты. При промере в открытом море определения производятся путем астрономических и радионавигационных обсерваций.

Прокладка галсов промера между обсервациями осуществляется путем счисления, при котором должно быть тщательно учтено влияние поправок компаса, лага, а также течения и дрейфа.

Глубины во время промера измеряют непрерывно. В открытом море на больших глубинах измерения следует вести через равные промежутки времени с расчетом иметь измеренные глубины через 1-2 см в масштабе карты. Результаты попутного промера необходимо заносить в специально разработанные и изданные Гидрографической службой бланки попутного промера с тем, чтобы по их заполнении можно было полностью восстановить прокладку пути судна и нанести измеренные глубины на карту.

При корректуре лоций все необходимые исправления и дополнения текста лоции записываются в тетради заметок по корректуре аналогично тексту корректуры лоций в Извещениях мореплавателям.

При плавании с использованием радиолокатора уточняются и дополняются сведения, характеризующие отражающие свойства берега, качество его изображения на экране РЛС и степень соответствия последнего карте.

При пользовании руководствами «Огни и знаки» и «Радиотехнические средства навигационного оборудования» отмечаются несоответствие местоположения, вида (конструкции), окраски и характера огней берегового и плавучего ограждений, а также несоответствие действия радиотехнических средств данным, указанным в руководствах.

В целях пополнения руководств для плавания иллюстрациями видов берегов и приметных пунктов необходимо производить их фотографирование или зарисовки, обеспечивающие полную опознаваемость ориентиров, но по возможности с мест, близких к обычным трассам движения судов.

Из гидрометеорологических пособий проверке в судовых условиях подлежат атласы течений, льдов, таблицы течений.

Все собранные материалы по корректуре навигационных пособий следует направлять в адрес Гидрографической службы.

Записи в тетради заметок по корректуре и другие материалы должны быть выполнены аккуратно и понятно, так как небрежности, допущенные в оформлении материалов, могут привести к затруднениям и даже ошибкам при корректуре навигационных пособий.

Мы здесь кратко изложили в основном комплекс работ и объем тех сведений, которые представляют интерес для корректуры морских карт и руководств для плавания. Учитывая количество плавающих судов и разнообразие их маршрутов, есть полная возможность получить очень ценный и важный материал, который сможет принести большую пользу в деле поддержания навигационных пособий на уровне современности.

 

VK

Парусные супер-яхты

Научные суда

   

Карта сайта